ВОИС и РАО: немного истории
От Росохранкультуры поступило заявление, суть которого сводилась к тому, кто именно будет управлять в нашей стране смежными правами (стоит сразу отметить отличие от авторских прав, которые принадлежат исполнителю, издателю или изготовителю фонограммы). Государственная аккредитация будет предоставлена ВОИС – Всероссийской организации интеллектуальной собственности. В свою очередь, Равноправный фонографический альянс (РФА) и Российское общество по управлению правами исполнителей (РОУПИ) планируют опровергнуть указанное решение, правда это представляется почти невозможным. Авторы, исполнители и изготовители фонограмм обязаны заключать соответствующие договоры с РАО и ВОИС.
Чтобы понять, какую цель преследуют ВОИС, РФА и РОУПИ, необходимо коснуться всей истории защиты авторских и смежных прав в СССР и России. Если кратко, то цель состоит в возможность осуществлять защиту и представление интересов исполнителей или осуществлять управление авторским правом как одним из видов бизнеса? В конце 60-ых годов впервые возникли упоминания об авторских правах, в результате была подписана Римская конвенция в 1961 году — Международная конвенция по охране прав исполнителей, производителей фонограмм и организаций эфирного вещания. Со стороны СССР этот документ не был подписан по той причине, что права исполнителей и изготовителей фонограмм попросту особо не признавались, хотя композиторы имели свой доход от любого исполнения текстов своих песен. Так называемым пре-РАО было Всесоюзное агентство по авторским правам (ВААП).
Например, Юрий Антонов, который был весьма популярен в 80-ых годах, отмечал, что благодаря заработкам, могу практически ежемесячно покупать себе автомобиль.
В 1991 году впервые в советском законодательстве появилось понятие авторских и смежных прав. Хотя, в то время вопрос управления смежными правами особо не прорабатывался никем. ВААП вскоре шло в историю, а РАО, которое было создано в 1993 году, впервые получило право собирать взносы для авторов. Стоит отметить, что взносы были очень маленькими и практически не существенными для авторов, хотя самые популярные исполнители буквально получали колоссальную прибыль. Последнее стало результатом ликвидации системы, которая была разработана «Госконцертом». В результате, каждый получал ровно столько, сколько платил за него зритель, на фоне этого делать выплаты, например, филармониями, стало вроде как необязательно. Увы, популярные многие годы исполнители остались буквально ни с чем, а, например, группа «Ласковый май» стала финансово успешной.
Владимир Шахрин, лидер группы Чайф, пояснил, что отчисления от РАО его весьма устраивают особенно в последнее время, хотя раньше этих выплат хватало буквально на мелочи.
Согласно прогнозам, после получения аккредитацию, ВОИС может достигнуть миллиардных показателей в год. Причем эти средства могут быть получены от баров, ресторанов, радиостанций и других мест, которые занимаются публичным воспроизведением музыки. Указанные средства будут распределены исключительно в интересах звукозаписывающих компаний и исполнителей.