Музыкальный фон должен быть оплачен
В настоящее время все рестораны, бары, ночные клубы, кафе и иные заведения столкнулись с обязанностью уплаты авторских вознаграждений. Большинство согласны с выдвинутыми требованиями, но имеют место ряд вопросов касательно практической стороны действия.
РАО (Российское авторское общество) имеет право требовать выплаты вознаграждений в пользу авторов, а ВОИС (Всероссийская организация по интеллектуальной собственности) – в пользу правообладателей. Эти две организации развернули весьма активную деятельность. Стоит вспомнить выдвинутые требования к Российской футбольной премьер — лиге, которые обязывали делать отчисления за воспроизведение марша Матвея Блантера, а также судебные заявления в отношении организаторов выступления Deep Purple в городе Ростов-на-Дону, порталу Ruthenia.ru. Как видно из примеров, территория деятельности постоянно увеличивается и прогрессирует. Олег Патрин — заместитель генерального директора — выдвинул предположение, что в 2009 году размер всех сборов составит около 2,5 млрд рублей, что почти на 20% больше показателей 2008 года. Самые значимые, а, соответственно, самые крупные, отчисления делают теле-, радиокомпании, театры и организаторы концертов. За ними следуют вознаграждения от кафе и ресторанов,фитнес — клубов, торговых центров, спортивных комплексов, а также иных мест, где осуществляется публичное исполнение музыки. В этот список, кстати, входит и общественный транспорт.
Олег Патрин разъясняет схему взаимодействия. Прежде всего заключается договор, по условиям которого определяется ставка, которая зависит от заведения, количества посадочных мест, площади. Если заведение отказывается от заключения договора, тогда вынужденной мерой является обращение в органы прокуратуры или правоохранительные органы за защитой прав авторов. Конечной инстанцией является, безусловно, суд. Уже заключены договоры и делаются взносы от таких компаний, как Adidas, «Азбука вкуса», «Стокманн», IKEA, «М. Видео», «Якитория», «Тануки», а также от ресторанов, которыми руководит Аркадий Новиков. Данные список не является исчерпывающим.
РАО поясняет, что прилагает все усилия для оптимизации размера сборов за счет различных коэффициентов. Например, если заведение расположено в городе с населением до 2 миллионов человек и имеет 70 посадочных мест, то взнос составит пять с половиной тысяч рублей ежемесячно. А заведение, которое находится в городе с населением до 100 тысяч человек, будет платить около четырех тысяч в месяц. Что касается сборов от публичного воспроизведения, то намечается явный рост, что свидетельствует об изменении видения ситуации со стороны бизнесменов. Господин Патрин приводит следующие примеры: в столице уже подписаны договоры с 7% заведений общественного питания, тем не менее, в Москве таких более 10 тысяч, но РАО физически не успевает провести переговоры со всеми. Другой пример – в городе Волгоград авторские вознаграждения перечисляют почти 80% всех заведений и это весьма существенно.
Многие сходятся к мнению, что оспаривать целесообразность и правомерность отчислений не имеет смысла. Но одновременно у всех возникают вопросы по поводу размера и схеме расчета. Есть мнение, что в обсуждении размера и алгоритма вычисления сборов должны принимать участие ассоциации. По поводу этого РАО выражает свое согласие и приводит примеры, что уже сотрудничает, например, с Федерацией хоккея и фигурного катания. Что касается Федерации рестораторов и отельеров, то она в настоящее время находится в состоянии недопонимания процедуры и высказывании претензий. В частности, юрист федерации Орлова Мария поясняет, что схема сборов далека от идеала и имеет множество пробелов. Федерация же настаивает на размере отчислений, который бы рассчитывался в соответствии с фактическим использованием музыки.
Затронем тему заключения договоров между РАО, ВОИС и радиостанциями. Например, радиостанции холдинга «ПрофМедиа» в настоящее время уже осуществляют выплату сборов, также общество находится на стадии переговоров с «Европейской Медиа Группой», «Русской медиагруппой», радиостанциями, которые находятся в составе ВГТРК, и многими другими. Такие данные говорят о победе в пользу правообладателей, по словам представителей ВОИС.
Что касается самих исполнителей, то многие из них еще не успели значительно ощутить существенные изменения. Например, Дмитрий Гройсман, который занимает должность директора группы «Чайф», комментирует ситуацию так – в настоящее время исполнительские и авторские вознаграждения каждый месяц могут быть разными по сумме. Разница составляет примерно десять процентов. Тем не менее, нет четкого понимания, какая сумма от какого отчисления происходит. Другая точка зрения, которую высказал Владимир Шахрин, который является лидеров группы, — авторские вознаграждения в общей сумме «выливаются» в существенную цифру.
Кстати, если говорить о смежных правах, то ситуация значительно отличается от вышесказанного не в пользу правообладателей. Но, вероятно, будут какие – то изменения.